Вопрос субсидирования авиаперелетов туристов в Крым в осенне-весенний период очередной раз подняли крымские власти. При этом чиновники предлагают работать непосредственно с туроператорами, компенсируя им часть затраченных средств. Однако оценки представителей турбизнеса, опрошенных корреспондентом «ТУРПРОМ», разошлись - оптимисты рассчитывают благодаря такой мере на увеличение продолжительности туристического сезона, тогда как пессимисты отмечают, что инвестировать необходимо, прежде всего, в инфраструктуру Крыма. Кроме того, турбизнес подчеркивает, что вопрос о возможных субсидиях поднимается не первый год, но в силу глубокого непонимания чиновниками специфики отечественного туризма, дальше разговоров дело пока не заходило.
«Мы будем работать не с перевозчиками, а с туроператорами. Если туроператор перевез в осенне-весенний период, скажем, 50 тысяч туристов, ему компенсируется из бюджета 50 тысяч рублей. Цифры, понятно, пока условные», - пояснил планы по поводу субсидий председатель комитета Госсовета Республики Крым по туризму Алексей Черняк. По его оценке, подобная инициатива позволит привлечь в Крым дополнительное число туристов. На данный момент, по словам Алексея Черняка, соответствующие расчеты переданы в крымское правительство для их утверждения.

Стоит отметить, что субсидирование перевозки в низкий сезон – общемировая практика, давно доказавшая свою эффективность. Этим инструментом стимулирования продаж много лет с успехом пользуются туристические власти Турции, Египта, Туниса, Израиля и ряда других стран. В России об этом заговорили на волне импортозамещения в туризме в 2014 году, но до сих пор дальше разговоров дело не сдвинулось.

«Вопрос субсидирования туристических пакетов с учетом перевозки в межсезонье – это очень актуальный вопрос. Мы обсуждаем его с федеральными и региональными властями на примере возможного увеличения турпотока, создания дополнительных рабочих мест, повышения инвестиционной привлекательности, гарантированного возвращения средств через налоги и сборы. Этот подход не новый и апробирован целым рядом международных направлений. Сразу круглогодичным для чартерной перевозки Крым это не сделает, но существенно увеличить длину сезона поможет», - прокомментировал Сергей Толчин директор по продажам НТК «Интурист». Эксперт отметил, что еще весной 2016 года туроператор ожидал субсидирование чартерных рейсов, и было принято решение поставить продажу на апрель в Сочи и Крым с учетом этих ожиданий. «Наши ожидания по размеру субсидий были в районе 3 тысяч рублей за туриста. Продажи пошли очень бойко. К сожалению, вопрос с субсидиями в тот период так и не были решён, и нам пришлось пересаживать туристов за свой счет на регулярные рейсы. Поставив этот эксперимент, мы потеряли несколько миллионов рублей, но можем сказать, что туристы, желающие поехать в межсезонье, есть, и подобный проект будет востребован», - отметил Сергей Толчин.

По словам собеседника, в настоящий момент в Правительстве Российской Федерации находится на стадии обсуждения проект постановления «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров». «В частности для Крыма такая субсидия может составить 1.5 тысячи рублей на туриста. Мы предложили региональным властям добавить от себя еще 1.5 тысячи рублей за туриста, чтобы усилить эффект и обеспечить дополнительные турпотоки со всеми вытекающими последствиями для экономики региона. Более того, мы представили расчет, что средства эти в экономику региона всё равно вернутся», - отметил Сергей Толчин.
При этом эксперт подчеркнул, что легальный организованный туристический поток подразумевает использование легальных средств размещения, легальных транспортных компаний и так далее, что в свою очередь гарантирует возврат средств через налоги и сборы. «Когда субсидируют отдельно авиаперевозку, то неясно, кто ей воспользуется – не исключено, что клиентом таких рейсов будет вовсе не турист или, например, клиент частного сектора, который не платит налоги со сдачи жилья в наем. Соответственно, деньги бюджета будут потрачены зря. А с туроператорами всё проще и прозрачней. Кроме того, компенсация от туроператоров идет по факту, не предполагая никаких рисков», - пояснил Сергей Толчин.

Впрочем, у других игроков рынка необходимость субсидирования именно в межсезонье вызывает определенные сомнения. «В межсезонье сомнителен сам вопрос интереса к субсидиям – цены на авиабилеты в Крым и так невысокие – по 2.5-3 тысячи рублей в одну сторону. Соответственно, насколько необходимо субсидирование – вопрос», - отметил Алексей Заливин, представитель туроператора «Библио-Глобус» в Крыму. Эксперт считает, что туристов удерживает не цена билета, а низкий интерес. «Бороться необходимо не удешевлением билета, а развитием инфраструктуры Крыма – будь то оздоровление, либо какие-то интересные события», - отметил Алексей Заливин. При этом, по словам эксперта, программа субсидирования также «позаимствует» средства, которые было бы разумней направить на инфраструктуру.

«Субсидирование перевозок вряд ли серьезно повлияет на турпоток в Крым в период межсезонья. Конечно, какая-то часть туристов воспользуется этой возможностью, но скорее всего их будет очень немного. К тому же в межсезонье перелет итак стоит недорого. Проблема в том, что Крым воспринимается почти исключительно как пляжный отдых. Для того, чтобы курорт имел постоянный поток туристов, необходимо развивать инфраструктуру, а также событийный туризм в низкий сезон», - подтвердил оценку коллеги и Дмитрий Попов, директор по продукту туроператора «Алеан».

При этом, как отмечают представители турбизнеса, идея субсидирования озвучивается уже не первый раз, однако скорость «быстродействия» госструктур такова, что решение до сих пор остается на стадии «проговаривания». «Сама по себе идея хорошая, но реализация её сомнительна. За три сезона крымской истории эта идея возникала раза три-четыре, т.е. по раза два в год. Но скорость принятия решения у наших властей такова, что она занимает 2-3 месяца. Соответственно, к этому времени сезон уже заканчивался и обсуждать надо было уже летний сезон», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». По оценкам эксперта, причина здесь еще и в том, что чиновники не понимают специфику турбизнеса с его высокой сезонностью. «Есть регламенты принятие решений, расхода бюджетных средств, все эти процедуры имеют определенную длительность, и они просто не могут вписаться в динамичный ритм рынка турбизнеса. Если найдется какой-нибудь лоббист, кто это решение продавит быстро – тогда ситуация может измениться», - резюмировал Сергей Ромашкин.

 

 

 

Исочник:http://www.tourprom.ru/news/34256/